С ростом бизнеса, увеличением количества взаимодействующих приложений системная архитектура корпоративной информационной системы становится все более сложной, входящие в ее состав системы неоднородны и продолжают постоянно изменяться. В таких условиях реализация бизнес-процессов фрагментируется по разным системам, каждая из которых выполняет только свою часть процесса. На первый план выходят вопросы, связанные не только с интеграцией отдельных приложений, но и с интеграцией данных, приложений и людей с помощью единых автоматизируемых процессов.

Существует особый класс приложений — корпоративная сервисная шина (Enterprise Service Bus, ESB), обеспечивающая решение различных интеграционных задач:

  • Интеграция данных (Data Integration)
  • Интеграция приложений (Application Integration)
  • Интеграция бизнес-процессов (Business Process Integration)

Интеграция данных

Интеграция данных обеспечивает согласование данных двух и более приложений в соответствии с утвержденным регламентом. В отличие от исторически сложившихся подходов к интеграции информационных систем по принципу «точка-точка» (разработка уникальных механизмов для каждого интеграционного сценария), решение ESB обладает следующими преимуществами:

  • унифицированные механизмы настройки и мониторинга интеграционных сценариев — это позволяет минимизировать влияние человеческого фактора, а интеграционные механизмы становятся менее зависимыми от конкретных разработчиков
  • наличие готовых компонентов, отвечающих за маршрутизацию, преобразование, доставку, извлечение и загрузку данных, что позволяет обслуживающему персоналу оперативно создавать и модифицировать существующие интеграционные сценарии
  • независимость от платформ, на которых установлены интегрируемые системы — нет разницы между интеграцией систем под управлением Windows и систем, работающих на Win и Linux/Unix
  • поддержка транзакционного обмена сообщениями, операции над сообщениями могут группироваться в единицы обработки
  • поддержка буфера между отправителем и получателем, служба-получатель может быть не готова обрабатывать каждое сообщение в момент его поступления, поскольку занята обработкой другого сообщения или недоступна по какой-то причине
  • гарантированная одноразовая доставка сообщения, нельзя по ошибке импортировать одно и то же сообщение несколько раз
  • реализация пакетной обработки сообщений, служба ждет достижения «порога» сообщений в очереди, чтобы обработать их как единый пакет или выполнить обработку всех сообщений за выбранный период времени
  • управление очередностью обработки сообщений, наиболее приоритетные сообщения будут обработаны в первую очередь
  • развитая система обработки ошибок

Интеграция приложений

Реализация корпоративных автоматизированных сервисов осуществляется путем объединения данных или функций одного приложения с другим, благодаря чему обеспечивается интеграция, близкая к реальному времени. В отличие от использования низкоуровневых средств разработки решение ESB обладает следующими преимуществами:

  • гибкое создание интегрированных сервисов путем формирования развитых сценариев применения отдельных сервисов приложений
  • унифицированные механизмы создания корпоративных сервисов, позволяющие ИТ-специалистам, не обладающим большим опытом разработки приложений, оперативно вносить изменения и формировать новые сервисы
  • конвертация транспортных протоколов и форматов сообщений между источником запроса и сервисом форматы сообщений
  • распределение сообщений между сервисами по заданным бизнес-правилам

Интеграция бизнес-процессов

Обеспечивается поддержка выполнения интеграционных бизнес-процессов с участием пользователей и сервисов информационных систем. В рамках интеграции бизнес-процессов ESB обладает следующими преимуществами:

  • автоматизация комплексных бизнес-процессов в соответствии с различными стандартами (BPEL, jPDL и пр.) с участием пользователей и широкого круга автоматизированных систем и приложений
  • запуск (инициация) процесса возможен как по внешнему событию (приход электронной почты, действия внешних систем, например, СЭД и др.), так и по желанию пользователя
  • гибкая настройка бизнес-процессов, в них включаются пользовательские задания по обработке данных, задачи по взаимодействию с внешними системами и пр.
  • клиентское программное обеспечение, с которым работает пользователь в рамках выполнения бизнес-процессов, может быть реализовано на различных технологиях и программных платформах

Компания АйТи предлагает проекты по реализации интеграционных решений на базе программных платформ компаний IBM и Red Hat.